Старообрядческие онлайн-лекции. Посвятим Воскресный день Богу!

Старообрядческий сайт

This content shows Simple View


Вопросы священнику

Правильно ли поступает митрополит Корнилий общаясь с еретиками?

Св прп Антоний Великий сказал : «С раскольники, с еретики и с ариане никоего общения вам буди». Что тут именно имел в виду Великий святой? Правильно ли поступает митрополит Корнилий общаясь с еретиками?

_vYxt_5HRJBw (2)

Иерей Вадим Коровин:

Прп. Антоний заповедовал это не кому ином, как своим ученикам — отшельникам, жившим в пустыне. Митрополит Корнилий — не в пустыне живет и не в безвоздушном пространстве, а среди людей. И апостол Павел не заставляет удаляться от «блудников мира сего», ибо для этого «нужно выйти из мира», но только от блудников, находящихся в вере Христовой, но согрешающих.

Митрополит Корнилий:

Отношение к еретикам согласно Евангелию

С самого начала истории Церкви в ней существовали еретики, которые не имели духовного разума, в тоже время по своей гордыни дерзали вносить ложные мудрования о предметах божественных. Минувший век во многом изменил устройство мира, поставил Церковь перед новыми проблемами. Появилось в начале ХХ века новое понятие экуменизм, в основе которого лежит размытый подход  к Истине и равнодушие к ней.

Экуменисты, отрицая существование в наше время Единой Истинной Православной Церкви, считают истину разделившейся, расколовшейся по разным конфессиям. Идея экуменизма основана на вере язычников и атеистов создать на земле «механическое» духовное единство, как некогда римляне пытались создать пантеон языческих идолов.

Сегодня есть приверженцы, так называемой, «теории перегородок», которые считают, что земные перегородки, разделяющие вероисповедания, не доходят до неба. Их мировоззрение перевернуто «с ног на голову». Как раз на земле в царстве свободы, где действует покаяние, прощение и где Дух Святой собирает всех, стремящихся понять Истину, — нет абсолютно непроницаемых перегородок между людьми различных вероисповеданий. Гонители христианства благодатию Святаго Духа становились исповедниками, а христиане, увы, иногда впадали в ереси.

Иное дело на небесах, там «перегородки» абсолютны. Это мы можем увидеть из притчи о богатом и Лазаре. На небе царство свободы заменяется стеной необходимости, там нет возможности покаяния, которое дается на земле, где можно стереть эту перегородку.

Сегодня нашей Церкви дана качественно новая возможность свидетельствовать миру об Истине Христовой. Это возможно через проповедь, обращающую общество к православной вере и традициям, которые хранят старообрядцы. Но это стремление порой наталкивается у нас на враждебность и непонимание, а иногда и явную клевету, ложное обвинение в экуменизме и общении с еретиками.

Учитель христианской любви – апостол Иоанн Богослов говорил: «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его» (2 Ин. 1, 10-11). Но можно ли отождествлять это неприятие еретика с враждебностью к нему?

Нетерпимость и даже враждебность к инакомыслящим, осуждение в совокупности всех контактов с иноверными, противоречит самому духу православия, призывающего через апостолов протянуть руку каждому заблудшему. О терпимом отношении к еретикам и нетерпимом отношении к их ересям св. Иоанн Златоуст писал: «Еретические учения, несогласные с принятыми нами, должно проклинать и нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться об их спасении». (Св. Иоанн Златоуст «Творения» СПб, 1998г., т. 1, стр.766). Эти слова и сегодня звучат актуально.

Проповедь к заблудшим сектантам и еретикам не должна приобретать формы крайней враждебности, это противоречит духу христианской любви и евангельской открытости. В основном  духом нетерпимости к отпавшим заражены неофиты. Они, придя в Церковь, несут с собой дух атеистического метода борьбы с «оппозиционерами». Их «миссионерская» деятельность сводится к тому, чтобы собрать компромат на еретиков и общающихся с ними и организовать их травлю в СМИ.

Св. Иоанн Златоуст, рассуждая о православных и сектантах,  утверждает: «И не говори мне таких бессердечных слов: что мне заботиться? У меня нет с ними ничего общего. У нас ничего общего только с дьяволом, со всеми же людьми мы имеем много общего. Они имеют одну и ту же с нами природу, населяют одну и ту же землю, питаются одной и той же пищей, имеют одного о того же Владыку, получили одни и те же законы, призываются к тому же самому добру, как и мы. Не будем поэтому говорить, что у нас с ними ничего общего, потому что это голос сатанинский, дьявольское бесчеловечие. Не станем же говорить этого, а покажем подобающую братьям заботливость. А я обещаю со всей уверенностью и ручаюсь всем вам, что если все вы, захотите разделить между собою заботу в спасении обитающих в городе, то последний скоро поправится весь…  Разделим между собою заботу о спасении наших братьев». (Св. Иоанн Златоуст «Творения» СПб, 1998г., т. 2, стр. 25).

Твердо храня всё преданное нам, мы призваны разъяснять людям пагубность лжеучений и ересей, однако противостояние ложным взглядам не должно сопровождаться нетерпимым отношением к самим носителям несовместимых с христианством учений, мы должны молиться о просвещении одержимых ложными учениями. Рассматривая отношения Исуса Христа к сектантам и еретикам Его времени, мы можем научиться различать истинное и ложное отношение к православному благовествованию.

Посмотрим со вниманием на учение Исуса Христа о самарянах. Самаряне — группа евреев, первоначально окормлялась иудейскими священниками, но позже они создали свое собственное священство, альтернативное иудейскому. Христос  воспринимал самарян как отступников от истинной веры Израиля. Отправляя своих учеников на проповедь, Он говорит им: «на путь к язычникам не ходите, и в город самарянский не входите». (Мф. 10, 5).В беседе с самарянкой Он, отвечая на её вопрос, какая из двух вер более соответствует истине (иудейская или самарянская), говорит: «Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от иудеев» (Ин. 4,22).

К тому же Самаряне проявили агрессию по отношению к Сыну Божию, не приняв Его в свое селение. Нежелание с их стороны принять Христа вызвало резкий протест со стороны апостолов Иакова и Иоанна. Сии «сыны громовы» потребовали свести с небес огонь на головы сектантов-самарян: «Господи! Хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Христос, обратившись к ним, запретил им и сказал: «Не знаете, какого вы духа» (Лк. 9, 54-55).

Иногда мы, христиане, действительно забываем, каким духом мы движимы, ведь Ветхий закон, руководивший суровыми пророками Ветхого Завета, стал иным для учеников Исуса Христа, которых учитель наставлял следующими словами: «Сын человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9, 56).

Беседа с самарянкой в духе кротости принесла, куда больший результат, чем нетерпимое отношение к самарянам его учеников. Сказано: «И многие самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины» (Ин. 4, 39).

Известная же притча о «добром  самарянине» — есть не что иное, как притча о «добром еретике и сектанте». Именно так она воспринималась современниками Исуса Христа. Господь в нравственном отношении ставит сектанта самарянина выше правоверных священника и левита. Именно «добрый  самарянин» оказался подлинным ближним для пострадавшего путника. Увы! И в наше время многие сектанты в нравственном смысле стоят выше своих богословских противников. Самаряне представляются в Евангелии и более благодарными по отношению к Христу. Из десяти очищенных прокаженных только один вернулся к Христу «и пал ниц к ногам Его, благодаря Его, и это был самарянин» (Лк. 17,16).

Евангельское учение о самарянах и есть учение Христа о сектантах-еретиках. Ни в коей мере не уступая им первенство веры, Он, однако, часто ставит их в пример самим правоверным.

Наша проповедь только тогда будет услышана, когда мы постараемся насколько возможно отождествлять себя с тем кому проповедаем. Апостол Павел говорит об этом: «Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для иудеев я был иудей, чтобы приобрести иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных, для чуждых закона – как чуждый закона, — не будучи чужд закона перед Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых» (1 Кор. 9, 19-22).

Нам трудно понять всю степень самоотождествления самого себя с заблудшими апостолом Павлом, который пишет: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим. 9,3). Иными словами он сам был готов быть осужденным, только бы знать, что братья его находятся в раю. И сам Христос сошел во ад, приняв на себя грехи мира, «и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1 Пет. 3,19).

Проповедь заблудшим всегда носила жертвенный характер, так это было у Христа, так это было и апостола Павла говорившего: «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1Кор. 4, 16).

По учению апостолов: «еретика после первого и второго вразумления отвращайтесь» (Тит. 3.10). «После первого и второго» — то есть, необходимо употребить в этом усилие и упорство. Апостол не рекомендует проявлять и чрезмерную враждебность по отношению к отпавшим: «Если же кто не послушает слова нашего в послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его. Но не считайте его за врага, а вразумляйте как брата» (2 Фес. 3, 14-15).

Ярким примером ведения проповеди по отношению к заблудшим может служить обращение кротостью в христианство языческого жреца Макарием Египетским, описанное в древнем патерике.

В заключение, хочу привести слова аввы Макария, который мудро сказал: «Слово худое делает добрых худыми, подобным образом доброе слово делает худых добрыми».

 



У меня вопрос по Библии. В Евангелии от Матфея 5:13-16 говорится: «13 Вы — соль земли…».

Здравствуйте! У меня вопрос по Библии. В Евангелии от Матфея 5:13-16 говорится:
«5:13. Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.
5:14. Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
5:15. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.
5:16. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».
О чем тут речь? Эти слова обращены к христианам или нет? Если да, то что из этого следует?

_vYxt_5HRJBw (2)

Иерей Вадим Коровин:

Мф.5:13. Вы — соль земли.
Пророки посылались к одному народу, вы же — соль всей земли, укрепляющая слабых учением и обличениями, чтобы они не порождали постоянных червей. Ввиду этого не отвергайте горечи обличений, хотя бы ненавидели и преследовали вас.
Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.
Если учитель обуяет, то есть если не будет обличать, исправлять и разленится, то чем осолится, то есть исправится? Он должен быть лишен учительского сана и попираем, то есть подвергнут презрению.
Мф.5:14. Вы — свет мира.
Сперва соль, потом свет, ибо изобличающий скрытые дела есть свет. Ведь все, что делается явным, есть свет. Апостолы просветили не один народ, но мир.
Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
Господь наставляет их подвизаться и быть внимательными к своей жизни, потому что на них будут смотреть все. Не думайте, говорит Он, что вы будете скрываться; вы будете на виду; поэтому обращайте внимание на то, чтобы жить непорочно, да не послужите соблазном для других.
Мф.5:15. И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечник, и светит всем в доме.
Я, говорит, зажег неугасимый свет благодати. Пусть будет делом вашего подвига, чтобы свет вашей жизни светил и другим.
Мф.5:16. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
Не сказал: «вы показывайте свою добродетель» (ибо это нехорошо), но «да светит» она сама так, чтобы и враги ваши удивились и прославили не вас, но Отца вашего Небесного. Поэтому, когда мы делаем добро, то должны делать его. (Блаж. Феофилакт Болгарский.)



Где можно найти текст канона св. Анне Кашинской, и что можно почитать у её мощей? Можно ли заходить в храм с её мощами в Кашине старообрядцам и как себя вести?

Доброго здоровья! Где можно найти текст канона св. Анне Кашинской, и что можно почитать у её мощей? Можно ли заходить в храм с её мощами в Кашине старообрядцам и как себя вести? Спаси Христос.

_vYxt_5HRJBw (2)

Иерей Вадим Коровин:

Доброго! Текст канона напечатан в Календаре Митрополии на 2016 г. в никонианском храме читать канон не следует, лучше дома помолиться. К мощам придти можно, но не молиться вместе с иноверными. Священномученик Аввакум советовал к святым мощам, находящимся в храме никонианском, приходить в то время, когда там нет службы.



Как себя вести с родителями, чтобы самому не раздражаться и не нарушить заповедь?

Доброго здравия!
Одна из заповедей Божьих гласит — почитай отца и мать. Нередко, родители без церемонно вторгаются в жизнь совершеннолетних детей, пытаются навязать свое мнение, и что бы дети делали так как желают родители. Это вызывает раздражительность, гневливость и т.п. Конечно, внешне надо стараться не показывать раздражительность и т.п., но внутри все равно «кипит» высказать родителю, и отстоять свое мнение. Как почитать родителей, когда внутри все «кипит»? А если высказал родителю свое мнение по какому то вопросу, то тебя «стыдят» что не сдержан, перечишь родителю. Вот и получается с одной стороны я люблю своих родителей, уважаю их, молюсь о них, а с другой стороны когда они начинают «поучать» возникает раздражительность на родителя и т.п. Вечный вопрос «отцы и дети» и как себя вести с родителями, чтобы самому не раздражаться и не нарушить заповедь?
Спаси Христос!

_vYxt_5HRJBw (2)

Иерей Вадим Коровин:

Молитесь Богу о даровании смирения. Ни в чем не надо спорить с родителями, кроме тех случаев, когда они говорят против Бога, против веры.



Как относиться к УЭК и чипизации?

Как относиться к УЭК и чипизации?

_vYxt_5HRJBw (2)

Иерей Вадим Коровин:

УЭК — внешнее устройство, ко спасению не имеющее отношения. Вживление идентификационных чипов как покушение на изменение Божиего творения греховно.



На некоторых иконах «Гостеприимство Авраама» встречаются надписания «Аврам», вместо «Авраам», и «Сара», вместо «Сарра».

На некоторых иконах «Гостеприимство Авраама» встречаются надписания «Аврам», вместо «Авраам», и «Сара», вместо «Сарра».
Подскажите, пожалуйста, правильно ли это с богословской точки зрения?

_vYxt_5HRJBw (2)

Иерей Вадим Коровин:

К описываемому на иконе моменту Господь уже дал им обоим новые имена, потому это неточное надписание.



Можно ли мужчине и женщине вместе идти «под икону» (когда на полиелеосе целование иконы) и «под Евангелие»?

Можно ли мужчине и женщине вместе идти «под икону» (когда на полиелеосе целование иконы) и «под Евангелие»?

_vYxt_5HRJBw (2)

Иерей Вадим Коровин:

Не принято



Я хотел бы почитать библию в написании до реформ Патриарха Никона. Можете что-нибудь посоветовать?

Здравствуйте! Я далекий от религии человек и хотел бы почитать библию для общего развития в написании до реформ Патриарха Никона. Можете что-нибудь посоветовать?

_vYxt_5HRJBw (2)

Иерей Вадим Коровин:

Перевода правильного на русский язык нет. Только на церковнославянском, «Острожская Библия»



Были ли униатами греки во время раскола Русской Церкви?

В видео отец Вадим сказал, что греки не были униатами во времена патриарха Иова. Но в момент Никона кем они были? Ведь именно из-за попытки унификации с греками и возник раскол. Вы приводите информацию о том, что греки и в 17-м и в 18- м веке постоянно что-то собирали отвергали унию и утверждали, что они православно исповедуют веру. А в видео говорится, что они покаялись в ереси еще в 16-м веке.

_vYxt_5HRJBw (2)

Иерей Вадим Коровин:

Греки унию отвергли почти сразу после ее принятия, но не все, меньшинство и до сих пор в униатстве. На момент реформы Никона большинство греков в унии не состояло.



Нужно ли исповедоваться во всех грехах перед крещением?

Здравствуйте! Прошу ответить на вопрос: если человек прожил все жизнь в полном безбожии и даже после того как стал называться христианином(но не крещенным), все равно не перестал тяжко грешить, то нужно ли исповедоваться во всех грехах перед крещением? На сколько я понимаю что жизнь до крещения не считается жизнью как таковой? Заранее благодарю!

_vYxt_5HRJBw (2)

Иерей Вадим Коровин:

Доброго здоровья! Крещению должно предшествовать раскаяние в грехах. Со слов о покаянии началась проповедь Крестителя, со слов о покаянии началась проповедь Христа на земле. «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Исусово», — говорит апостол Петр в Деяниях. Так что исповедальная беседа обязательно должна проводиться перед крещением, чтобы человек, во-первых, узнал, «что такое хорошо и что такое плохо» (многие люди не имеют вообще понятия о грехе), и, во-вторых, приготовился к очищению крещением через раскаяние в прежних своих сквернах.




   

Просим оказать посильную помощь на проведение лекций

top