Старообрядческие онлайн-лекции. Посвятим Воскресный день Богу!

Старообрядческий сайт

This content shows Simple View


Краткая история Древлеправославной (старообрядческой) Церкви. Примечания ко третьей части. Фёдор Евфимиевич Мельников

442
«Обращение единоверцев» и ответ на него напечатаны в журнале «Слово Церкви». 1917. № 28.

443
Всем этим святым старообрядческой Церкви уже составлены отдельные Службы Иннокентием, тогда Нижегородским епископом, потом (в эмиграции) Кишиневским и Тульчинским и, наконец, митрополитом Белокриницким.

444
«Положение» это напечатано в ж. «Слово Церкви». 1916. № 36.

445
В 1988 г. в празднование 1000-летия Крещения Руси первым старообрядческим митрополитом Московским и всея Руси был избран Алимпий (Александр Капитонович Гусев). Старообрядчество… С. 16. — Ред.

446
На каждом Съезде велись довольно обстоятельные записи их деяний и потом печатались и рассылались по всем приходам в виде книг, снабженных в приложении всякими докладами и разного рода справками. Всего вышло более двадцати книг. Некоторые из них представляют очень большие тома. Записи новых Съездов напечатаны гектографическим способом, а остальных — типографским. Это богатейший исторический материал.

447
18 съезд состоялся в последних числах мая 1917 г. Но был еще 19 съезд, открывшийся 22 августа того же года, он, однако, был признан лишь «Совещанием старообрядцев», так как на него прибыло мало уполномоченных, ввиду тогдашних железнодорожных забастовок и прочих разрух.

448
Церковь. 1908. № 33. С. 1122-1123.

449
Законопроект о старообрядческих общинах в Государственной Думе. Стенографический отчет. Речь А.И. Гучкова. С. 149.

450
Труды этого Съезда составили огромный том под названием «Материалы по вопросам земельному и крестьянскому».

451
Церковь. 1914. С. 113.

452
Любопытно, что на обложке одного румынского катехизиса, изданного в Кишиневе, помещена фотография Рогожской колокольни.

453
Знаменитый немецкий ученый Шпенглер так определяет различие между старой и новой культурой: «Сенсуалистам нашей эпохи большая, всеобъясняющая, отражающая все богатства души форма показалась бременем. Они стали проповедовать «естественные права» человека в противоположность традиции, т.е. против оказавшегося непосильным величия своего прошлого; право на лягушечью перспективу в жизненных вопросах — в противоположность орлиной перспективе предков. Отсюда та глубокая, рационалистическая ненависть к авторитетам и установлениям, та революционная жажда и у Ницше, и у Будды избегать, презирать и уничтожать в области социальной, политической и художественной все возросшее, заменить, ого неорганическими результатами научного анализа; причем путем странного извращения фактов: это именовалось заменой искусственного естественным, короче говоря, вся та внутренняя борьба против макрокосма, как итога культуры, которую «последний» человек перестает воспринимать как свое и поэтому ненавидит во всех ее внешних исторических остатках. Шпенглер. Закат Европы. Советское издание. Т.1. гл.У. С. 359. Замечательно, что так же определяет новую культуру и наш русский оригинальный философ Федоров. Он отмечает, что «для прогрессистов дурно все, что есть, а еще хуже все то, что было, что прошло; им представляется хорошим то, чего еще нет». Но они забывают, что «будущее станет настоящим и прошедшим, т.е. дурным. Таким образом, очевидно, что истинный прогрессист есть необходимо пессимист». Федоров Н.Ф. Философия общего дела. Т. 1. С. 18. Федоров остро бросает этим «прогрессистам»: «Занятые тряпками, т.е. живым делом, как это кажется людям нашего времени, они с гордостью смотрят на археологов, занятых ветошью; как не сказать нынешнему поколению: не гордись, тряпка, завтра будешь ветошью» (стр. 497). В применении этой «тряпки» к латино-польской культуре, которая захлестывающей волной надвинулась на Русь и при царе Алексее Михайловиче, эмигрантский профессор А. Карташев говорит: «Напуганная русская душа метнулась от нее в старообрядчество, убежала в леса и подполье и закрепилась там под впечатлениями совершенно чуждой и жуткой для нее стихии петровской реформы и нового европейского просвещения. Детски искреннее чутье этой души не обмануло ее. С Петром пришло на Русь и воцарилось на ней совершенно иное просвещение, идущее от иного корня, имеющее иное основание. Там … целью было небо, здесь земля. Там Законодателем был Бог, здесь автономный человек с его мощью научного разума. Там критерием поведения было мистическое начало греха, здесь — хотя и утонченная, но в конце концов утилитарная мораль общежития…» // Путь. Париж, 1928. № 9. С. 36.

454
Проблемы русского религиозного сознания // Сборник. Берлин, 1924. С. 252.

455
Там же. С. 246.

456
Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. Париж. С.10

457
Аввакум. Житие, им самим написанное, и другие его сочинения. М.: АН СССР, 1933. С. 32.

458
Вышеуказанные «Проблемы». С. 141. Другой эмигрантский писатель, М. Курдюмов, отмечает, что «если бы благочестие было корнем и основой цельной внутренней жизни и высших слоев тогдашнего общества, то оно не уступило бы так легко даже и петровскому напору, оно не растеряло бы так быстро своих духовных ценностей и не докатилось бы к царствованию Екатерины до обезьяннего подражания всему европейскому… Вольнодумные «летиметры» того времени, в головы которых вольтерьянство проникало непосредственно из пудреных париков (за недоступностью этим головам других источников), разве они в каком-то смысле не были далекими предтечами наших безграмотных марксистов и наших неумытых безбожников? Если легкость разрушения старой Руси мы будем объяснять повальной пассивностью русской натуры вообще, то куда же тогда придется отнести все наше старообрядчество, пронесшее свое двуперстие через пытки, костры и ссылки? Старообрядчество устояло на корню, потому что оно пронизывало жизнь до конца, а не было поверхностной ее облицовкой» // Путь. Париж, 1931. № 29. С. 57.

459
И.С. Аксаков писал: «Крестьяне, одаренные духовными талантами и жаждущие приложить свои силы к трудам умственным, при недоверии к обществу, правительству и духовенству… бегут к старообрядцам, где и находят особого рода общество людей ученых, т.е. начитанных, обширные библиотеки, читателей, издателей, переписчиков и все пособия для свободного общения мысли и слова» // Русский Архив. 1886. № 4. С. 629-637. Советский литературный критик, [Р].Ф. Куллэ, говоря о современном поэте Николае Клюеве (старообрядце), замечает: «Там, в Олонецкой, Архангельской и Заволжских губерниях — до Урала и Сибири, в «лесах и горах», у заповедных озер, в водах которых «посвященные» видели очертания затонувшего «Китежа-града», хранились и накапливались богатства словесной руды, всегда золотоносной, всегда изобилующей густым, ярким, суггестивным символом». Куллэ. Поэт раскольничьей культуры // Вестник Знания, 1927. № 7 столб. 418.

460
Нововременский знаменитый публицист г. Меньшиков говорит: «Хотя старообрядцы и считались со времени Алексея отсталыми фанатиками, но на деле, подобно английским диссидентам, они всегда были наиболее передовым, наиболее культурным слоем, наиболее жизнеспособным их всех. Их фанатизм свидетельствовал об их искренности и серьезности, а такие люди всегда головой выше толпы, легкомысленной и либеральной, готовой менять верования по команде начальства. Глубокая вера в Бога есть сила души, вроде той, что толкает пушечное ядро: попробуйте остановить его. Направляемые этой верой и приверженностью к обряду, староверы или бежали из России на глухие окраины, или бежали в Польшу, Австрию и Турцию, или замыкались внутри своих общин, претерпевая самые безжалостные гонения, лишь бы отстоять гордость своей души — свободу веры. Ни жестокий Петр I, ни жесточайший Бирон, ни крутые власти николаевских времен не могли сломить обособленности старообрядцев, и пришлось кончить тем, что государство капитулировало перед ними. Но разве это похоже на отсталость? Именно у старообрядцев вы видите основную силу цивилизации, основной, так сказать, заряд прогресса — характер. Это строгий темперамент, это идеализм, страсть к чистоте души, за которую хочется бороться — хотя бы до самосожжения в срубах. Все это, знаете ли, не мелочь, это качества богатырские и не мудрено, что старообрядцы за двести лет гонений и всевозможных ограничений сумели сделаться самою выдающеюся частью крестьянства и купечества. Религия есть культура духа как же можно было считать старообрядцев отсталым элементом, если они были наиболее религиозные люди». По собственным наблюдениям Меньщикова над деревенским бытом старообрядцев, они «казались умнее и развитее православных. На них лежал хороший культурный облик, Сдержанный тон, чинность манер, приличие языка (вместо зловонного сквернословия православных), трезвый и ясный взгляд на вещи — все это ставило старообрядцев в своего рода артистический разряд среди деревенского населения» // Новое время. 1913. № 13363; Церковь. 1913. № 23. С. 552.

461
Матвей Иванович Платов — войсковой атаман Донского казачьего войска, генерал от кавалерии. Возведен в графское достоинство за храбрость и заслуги в войнах с Наполеоном. См. Словарь: Старообрядчество… С. 225. — Ред.

462
Возможно, имеется в виду русский поэт и военный писатель Денис Васильевич Давыдов, который в период Отечественной войны 1812 г. явился одним из организаторов и руководителей партизанского движения. — Ред.

463
Прокопий Дмитриевич Шелапутин принадлежал к старинному роду купцов белокриницкого согласия. Был коммерции советником; был возведен в дворянское достоинство; кавалер нескольких орденов. Городским головою был в Москве в 1812 г. и еще некоторое время после изгнания французов. См. Словарь: Старообрядчество… С. 311. — Ред.

464
По характеристике даже такого светского писателя, как г. Мережковский, «послепетровская культурная Россия, думая, что борется с Церковью, то есть с историей, с народом за свое спасение, — на самом деле борется за свою погибель: страшна борьба, похожая на борьбу самоубийцы с тем, кто мешает ему наложить на себя руки». Мережковский. Л. Толстой и Ф. Достоевский. Изд. Сытина. Т. XI. Ч. I. С. 12-13. В.В. Розанову гимназическое и университетское просвещение представлялось «нигилизмом, страданием и насмешкой над Россией». Голлербах. В.В. Розанов: жизнь и творчество. Сов. изд. С. 10(7).

465
Вышецитированный нами профессор Карташев, кстати сказать, бывший обер-прокурором Синода в дни керенщины, говорит об эволюции русского казенного православия: «Православие новой латино-схоластической школы, новых храмов и живописи в стиле барокко и ренессанса, новой оперной музыки, светское, государственное православие, встревоженное научно-протестантскими проблемами, модернизованное задачами внутренней миссии. Вот результат этой революции» // Париж. Путь. № 9. С. 38. Необходимо, однако, заметить, что это «православие» все-таки удерживалось от многих других увлечений именно старообрядчеством, как консервативным началом, в чем признавались не раз синодские архиереи. Часто в Синоде, при попытках ввести что-либо новое в церковь (например, в царствование Николая I — музыку в храмах при богослужении, как в католичестве), ставился вопрос: «А что на это скажут старообрядцы?» И этого было достаточно, чтобы охладить нововводителей.

466
Известный писатель В.В. Шульгин, прославившийся своими тайными поездками по советской России, в своей книге «Три столицы», описывающей одну из таких поездок, рассказывает, что он в советском поезде «разговорился с одним купцом, который, не стесняясь, крестился, не скрывал своих убеждений и взглядов». «Можно было с уверенностью сказать, — заключил Шульгин, — что он из старообрядцев. Увы! Бог его знает, какими путями это произошло, что, можно сказать, цвет деловитости русской оказался в старообрядчестве. Впрочем, это понятно. Пусть неверно верили эти люди, но крепко верили. Остальные же, которые легко пошли за новшествами, только в некоторой своей части были просвещеннее и умнее, в остальном же были просто партией К.В.Д. — куда ветер дует… Сугубо было бы интересно углубиться в вопрос: почему торговая купеческая деятельность нередко была связана с глубокой религиозностью?» Ведь «почти все наше именитое купечество — старообрядцы, которые из-за вопросов веры готовы были идти на костер. Мне кажется, что солидные торговые предприятия создавались многими поколениями. Необходимо, чтобы сын делал то же самое, что отец, а внуки и правнуки наследовали дело дедов и прадедов. Для этого необходимо, чтобы люди в течение ряда поколений, в общем, жили одними и теми же идеалами и руководились одними и теми же правилами. Словом, это должны быть устойчивые психические типы с традицией в крови… Религия есть великая ось. Поэтому люди религиозные всегда будут созидателями длительных больших вещей, рассчитанных на много поколений». Шульгин В.В. Три столицы. Берлин. С. 254-256. Старый писатель, Мордовцев, отмечал в свое время, что одно большое село на Волге, Балаково (Самарской губернии), сплошь населенное старообрядцами, имело такие огромные хлебные операции, что могло диктовать свои цены лондонскому Сити (торговой бирже). Мельников-Печерский о своем времени утверждал, что тогда половина всех русских капиталов находилась в руках старообрядческих деятелей, что заводская, фабричная и торговая деятельность велась, главным образом, ими. Пароходство па Волге создано старообрядцами. Выговцы уже в петровское время имели на Белом морс свое судоходство, суда доходили даже до Шпицбергена. Не много они имели судов — всего только четыре. Но «…мы, — говорят о них исследователи, — можем только удивляться, что крестьянское общество, каким, в сущности, были старообрядцы выгоречане, сумело так широко развить свое хозяйство, что имело даже свои корабли и посылало их к Шпицбергену» // Известия Общества Изучения Олонецкой губернии. 1914. № 6-7. С. 67. В суровое николаевское время всякая деятельность знаменитого Выга была прекращена и сам он был разгромлен: погибли и его корабли, и всякое другое имущество.
Ярко описана фабричная деятельность старообрядцев даже в Стародубской глуши (Черниговском полесье). «Сила церковно-семейной общины и талантливость этих великорусских пионеров превратила «брынские» дебри в промышленные центры… Тяжкая вековая работа, начатая во мраке непроходимых лесов, в глухих трущобах увенчалась блестящим успехом. Тайга «брынских» лесов пронизывается теперь ярким светом электрических фонарей. В глуши, где завывал зверь, гудят на все лады фабричные гудки, и шум усовершенствованных двигателей, приводящих в движение армию тысяч машин и станков, вторит победному гимну русской промышленности. Это описывается только один старообрядческий посад Клинцы (Черниговской губернии), который представляет собою «Манчестер», вырабатывающий лучшие сорта разных сукон» // Московские Ведомости. 1912. № 175; Церковь. 1912. № 32. А какое описание можно представить о московском фабричном районе, об Ивано-Вознесенском, Богородско-Глуховском, Орехово-Зуевском, о фарфоровом производстве Кузнецовых (старообрядцев) и о многих других, покрывающих необозримую страну, включительно до Уральских гор, с их многочисленными заводами, и до беспредельной Сибири, с ее золотоносными рудами… И всюду — старообрядцы и старообрядцы…
Нелишне будет отметить еще один вид деятельности, который нельзя назвать старообрядческим, ибо он является странным парадоксом, но который создавали все же старообрядцы, хотя и увлекавшиеся «веком сим». Лучшие театры в Москве созданы старообрядцами: оперный Зимина (беспоповца Преображенского Кладбища); драматический Незлобина (старообрядца белокриницкого [согласия] из Нижнего-Новгорода); Художественный Саввы Морозова, Солодовникова — тоже на средства старообрядца. Странный это курьез, но из истории его не выбросишь. Впрочем, этот поразительный факт говорит в пользу старообрядчества: даже театральная деятельность не в силах была искоренить его [старообрядчество] из сознания и из сердца этих театралов: они до смерти оставались старообрядцами.

467
Костомаров Н.И. История раскола у раскольников.

468
Дружинин В.Г. Словесная наука в Выговской поморской пустыни. СПб. 1911.

469
Шпет, Густав. Очерки развития русской философии. Петроград, 1922. С. 256.

470
Там же. С. 23.

471
Там же. С. 225 и 256.

472
Об этом можно судить хотя бы по книге В.Г. Дружинина «Писания русских старообрядцев». СПб., 1912.

473
Директор Университетского пансиона Прокопович-Антонский в речи, произнесенной в 1793 г., восклицал: «Ах, время, время почувствовать, что просвещение без чистой нравственности и утончения ума, без обогащения сердца есть злейшая язва, истребляющая благоденствие не одних семейств, но и целых народов». Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. Париж. С. 24. Вся Россия его почувствовала лишь с приходом большевиков, когда в ней восторжествовало безбожие — самое мрачное и самое дикое.

474
Кельсиев В. Сборник правительственных сведений о раскольниках. Вып. IV. С. 166.

475
Пругавин А.С. Запросы и проявления культурной жизни в расколе. — У него же приведены и факты закрытия школ.

476
Церковь. 1915. №1. С. 21.

477
Заволоко И.Н. О старообрядцах в Риге. 1933.

478
Говорили, что Н.А. был очень близок и к жене Победоносцева и делал ей весьма ценные подношения.

479
Церковь. 1916. № 31. С. 644.

480
О характере старообрядческой иконописи мы отчасти говорили уже в главе Храмоздательство. Новые живописные, натуральные иконы не приняты в старообрядчестве. Собственно, это не иконы, а картины. Еще священномученик Аввакум резко и сильно протестовал против нового иконописания: «Пишут Спасов образ Иммануила, лицо одутловато, уста червонные, власы кудрявые, руки и мышцы толстые, персты надутые, тако же и у ног бедры толстыя и весь яко немчин брюхат и толст учинен, лишь сабли той при бедре не писано, а то все писано по плотскому умыслу, понеже сами еретицы возлюбиша толстоту плотскую и опровергоша долу горняя». Аввакум. Житие… Указ. изд. С. 211. Какие же нужно писать святые иконы, указывал тот же Аввакум: «Старые добрые изуграфы подобие их описуют: лица и руце и нозе и все чувства отончава и измождая от поста и труда, и всякия им выходящия скорби. А вы (к никонианам обращается св. отец) ныне подобие их переменили: пишете таковых же, яко же вы сами — толстобрюхих, толсторожих, и ноги, и руки, яко стульцы. И у каждаго святого, — спаси Бог-су вас, — выправили вы у них [образ] бедных: сами они в животе своем не догадалися так сделать, как вы их учинили» (Там же. С. 218). Собственно, характером иконописания определяется и сущность древлеправославия и новоправославия и их различия: старая вера это не земное устремление, а небесное, возвышенное, святое, благодатное, а новая — это все житейское, земное, светское, сластолюбивое, это широкий путь и «многие идут им» (Мф., 7:13). Светские картины, называемые почему-то «иконами», саму церковь обмирщают, небесное низводят на землю, принижают его и вводят соблазн, чего не должно быть в храме Божием. Красиво и натурально разрисованные святые могут вызывать у молящихся низменные страсти. Много фактов тому. Не без причины же в католической церкви запрещено монахам иметь в своих кельях такие «иконы». Какая, в самом деле, может быть молитва, когда молимся не перед иконой, на которой изображен святой или святая, а перед картиной, на которой расписана красавица из современности.
В последнее время, начиная с первой войны с немцами, и православные писатели, главным образом светские, начали в старых иконах находить действительно небесное, божественное, а не искать прелесть мира сего. Старые иконы, более двух столетий презираемые и гонимые, вдруг приобрели признание: в них увидели глубокую религиозную символику и цельное мировоззрение (см. брошюру кн. Е.Н. Трубецкого «Умозрение в красках и линиях»). Старая иконопись, — начали ценить ее новые исследователи, — это «одно из величайших мировых сокровищ религиозного искусства», это «шедевр мистически чарующей небесной красоты». Много написано в таком духе статей и трактатов православными знатоками искусства. Даже в романах и повестях воспеваются старые иконы (См., например, […] Бунина). В эмиграции повсюду видим преклонение наших беженцев перед иконами старого письма: в Париже устраиваются выставки старых икон, новосозидаемые храмы украшаются иконами древнерусского стиля; роспись храма Сергиевского подворья в Париже, где помещается и богословский Институт эмигрантской церкви, вся выполнена в подлинно-старообрядческом духе, что нарочито подчеркнуто в богословской печати: «Весь дух иконостаса, — говорится в этой печати, — соответствует древнерусским, преимущественно старообрядческим образцам» // Православная мысль. Вып. II. Париж, 1930. С. 192 и 194. Здесь и «строгость монастырского пения так гармонирует с темными красками икон, со спокойствием древних ликов, с красотой и глубиной умозрения в красках» (там же. С. 188).

481
«Клирос» — от слова клир, но обычно говорят «крылос» — это высокие загородки в приличном расстоянии от иконостаса с правой и левой стороны церкви.

482
Это порядок древней Церкви. Блаж. Августин (IV в.) говорит, что в его время в христианских храмах при Богослужении было «благоприличное отделение того и другого пола». Августин Блаженный. О Граде Божием. II. 28. Историк Байе тоже свидетельствует о древних церквах. Байе. Очерк истории искусств. Кн. II. Гл. I. С. 78.

483
Апостол Павел пишет: «Всякая жена молящаяся или пророчествующая со открытою головою, постыжает свою голову… Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою?» (1 Коринф., 11: 5 и 13).
В миссионерской газете «Колокол» было в свое время сообщено о таком факте: «Недавно в церкви архиерейского дома (в Кишиневе), благодаря модным женским шляпам произошел несчастный случай: одна вертлявая дама с громадной шпилькой на шляпе проколола щеку рядом с ней стоявшему господину. Местная печать страшно возмутилась этим фактом. Обратил … внимание и преосвященный Серафим, и в пятницу на первой неделе он произнес проповедь, направленную против безумий мод. «Мне, — говорил епископ, — шлют письма с просьбой воспретить дамам ходить в церковь в громадных шляпках. Зачем наряжаться, словно на бал, идя в храм Божий. Всего лучше ходить в платках. Ни одна старообрядка, как бы она богата ни была, не пойдет в храм, не покрыв голову платком. Чем же наши православные женщины хуже старообрядок?» // Колокол. 1911. С. 1483. А тем, — ответим мы, — что своими дурными модами заражают и старообрядок.

484
Знаменитый митрополит Киевский бывшей господствующей церкви Антоний (Храповицкий), председатель Синода эмигрантской русской церкви, неоднократно осуждал этот обычай. В эмиграции он выпустил уже «33-е объяснение поклонов», в котором разъясняет, что «сей неразумный обычай появился у нас (т.е. у никониан) только в начале XIX в., а до того времени ни один православный христианин никогда не стоял в церкви на коленях» и что молящиеся на коленях «уподобляются в этом отношении врагам Христовым», которые, «пригибающе колени, поклоняхуся Ему (Марка, 15:19), уже присужденному к смертной казни» // Вера и правда. 1932, 25 февраля. № 27 (эмигрантское издание); напечатано и отдельными оттисками. Есть о молении на коленях и в «Избранных сочинениях» м. Антония, Белград. С. 349.

485
Раньше считалось такое «разгильдяйское» стояние расслаблением воли, рассеянностью, небрежностью, а теперь «стояние с упором на одну ногу» объявляется «свойством всех религиозно-культурных людей» // Путь. Париж, 1930. № 25. С. 9. Уставы же церковные требуют: «…соедини ноги и очи смежи, и ум собери» (Там же. Требование преподобного Иосифа Волоцкого. № 27. С. 63). «Как хорошо стоять в струнку, не распуская лениво и беспечно членов, держа все их в некоем напряжении», — говорит даже «православный» епископ Феофан Затворник // Беседы о молитве Исусовой. Издание Валаамского монастыря, 1938. С. 398- 399. Замечательно, что даже в еврейской литературе отмечается, что при молитве нужно иметь ноги соединены. Еврейская энциклопедия. Т. XI.

486
Каждый старообрядец знает этот «начал» с детства. Многочисленные Уставы говорят о нем, даже в святцах он часто излагается: в сей день — поклоны приходные и исходные земные или поясные. Имеется это требование и в никонианских богослужебных книгах, но ни один ни архиерей, ни иерей, ни семинарист, ни академик не знает его, потому что оно ни в одном даже монастыре «православной» церкви не выполняется ни за какой службой. Старообрядческая же служба без этого «начала» немыслима.

487
Были и в старообрдчестве попытки отдельных лиц, зараженных уличной «культурой», ввести такое чтение, но они всегда вызывали лишь возмущение у молящихся. Соответственно моде можно и Христа изобразить в сюртуке, и Богородицу подрумянить; может быть, на современный взгляд, это и красиво, но с религиозной точки зрения это кощунство. Это все равно, что бородавка или прыщ на лице: портит общий стиль богослужебного лика.

488
Уже допущение на молящихся модной одежды вносит в церковь некоторую светскость и пестроту, обмирщает ее, ослабляет ее красоту и вносит соблазн и, значит, греховность.

489
Это видно из книги «Постановления Апостольские» (Кн. VIII. Гл. 12 и 13). Святой Исидор Пилусиот говорит: «Апостолы Господни, обучавшие нас благоустройству, с намерением прекратить пустые разговоры в церквах, благоразумно дозволили в них петь женщинам» (Т I. С. 63).

490
Св. Иоанн Златоуст о своем времени говорит: «Вот пропетый псалом соединил различные голоса и устроил то, что вознеслась одна стройная песнь: и юноши, и старцы, и богатые, и бедные, и жены, и мужья, и рабы, и свободные — все вознесли одно песнопение… Из всех составляется хор, всякому принадлежит одинаковое право пения, и земля подражает небу. Таково превосходство Церкви. Ибо нельзя сказать, что здесь господин поет с великим дерзновением, а рабу заграждаются уста или богатый имеет право говорить, а бедный осуждается на молчание, или муж поет с дерзновением, а жена стоит и остается безгласною, но все мы, пользуясь одинаковой частью, возносим общую жертву, общее песнопение; ни тот не имеет преимущества пред этим, ни этот пред тем, а все в равной чести, и одно пение из различных уст воссылается к Создателю вселенной». Св. Иоанн Златоустый. Беседы на разные места Священного Писания. Т. III: Беседа о псалмопении. СПб., 1863. С. 385-386.

491
О таком пении известный светский писатель В.В. Розанов отзывается: «Когда стали петь, я стал вслушиваться в звуки и тайную музыку наших церковных напевов. Все они таковы, что в них как бы умерли все стихии земные; нигде удара голоса, восклицания, ничего горячего, страстного, т.е. могуче и благородно страстного, что для музыки доступно и выразимо. Все спокойно, тягуче; звучит — но уже бесстрастными звуками. Как бы это поют лики угодников из-за золотоносных риз своих, и пение это прекрасное, особенное, неземное пение». Розанов В.В. Темный лик. С. 65.

492
Он писал в своих «Беседах» о никонианском пении: «Он мой бедной (труженик), мается шесть ту дней на трудах, а в день воскресной прибежит во церковь помолити Бога и труды своя освятити, ано и послушати нечево — по-латыни поют, плясавицы скоморошья». Аввакум. Житие… Указ. изд. С. 218-219. В одном письме Аввакум восклицает: «Зело Богу гнусно нынешнее пение!» (там же. С. 349).

493
В варшавском Синодальном журнале «Воскресное Чтение» напечатана замечательная статья о церковном пении (№ 44-45). О древнерусском церковном пении автор статьи говорит, что это «дыхание христианских катакомб, умилительное и детски чистое» (С. 668). А о новом отзывается, что оно «исказило дух и стиль духовной музыки», сообщает, что его «насадил» в России знаменитый итальянец Сарти (1729-1802 гг.) в царствование Екатерины Великой. Он в славословие великое вставил даже «канонаду и фейерверк в честь Екатерины» (С. 668 и 669), что и принято было новой церковью и выполнялось. Говорят: итальянское пение красиво, чарующе, захватывает. На это знаменитый философ Вл.С. Соловьев отвечал: «Красивы и танцы, красив и фарс — не вводить же их из-за этого в Богослужение». Хороша соль в своем месте, но если ее всыпать в чай, никто его пить не станет; даже мед в борще неуместен. Все хорошо и своем месте.

494
По объяснению глубокого знатока старообрядческого пения, Я.А. Богатенко, «втора», в ее прямом значении, есть постоянное сопровождение основной мелодии добавочными звуками, идущими на всем протяжении пения». «Проходящие же интервалы в расстоянии терции (когда лишь в некоторых местах басы берут ниже) допускаются» // Церковь. 1915. № 14. С. 329.

495
Очень несовершенно старообрядческое пение за границей (в некоторых приходах Румынии), его даже трудно признать истинно старообрядческим, до того оно извращено — и по мелодии и даже по выражению текста. […] На состоявшемся в г. Браилове Освященном Соборе 25 апреля (8 мая) 1941 г. эти недостатки в пении были отмечены, и постановлено: вменить в обязанность приходским священникам и дьякам (уставщикам) следить, чтобы пение в храмах было чинным, правильным и благолепным.

496
И.А. Фортов был не только очень глубоким знатоком церковного пения, но и композитором. По предложению названного Императорского общества, он переложил «Творения царя Ивана Васильевича Грозного» и «Стихиры св. Петру» с древней крюковой ноты [нотации] на современную линейную. По предложению того же общества, он написал службу св. Николе Чудотворцу напевом XVI века и канон-молебен с тропарями, кондаками и икосами полностью — для подношения императору Николаю Александровичу. Умер Н.А. 24 декабря 1907 г.

497
Один из учредителей Императорского общества, издавшего морозовские книги, позволил себе в некоторых местах их, именно в текст их, внести кое-какие поправки. Это обесценило книги, и они не были приняты в старообрядческих приходах, за исключением лишь некоторых, где «поправки» эти все-таки уничтожили.

498
Вероятно, речь идет о Л.Ф. Калашникове, старообрядце белокриницкого согласия, авторе «Церковного знаменного пения». — Ред.

499
Впоследствии Я[ков]А[лексеевич] был приглашен преподавателем древнецерковного пения, именно крюкового, в Государственную Консерваторию. Уже при советской власти были изданы его ценные исследования по древнецерковному пению.

500
В чине венчания мужа и жены читается молитва, в которой говорится: «Сия же жена покровенною главою со благоговением и целомудрием добре устрояет себе делы благими и пение приносит славе Твоей».

501
Церковь. 1911. № 37. С. 888. Собор 1913 г. не разрешил смешанных хоров, а также пения женщин в мужских монастырях. Но в Белокриницкой митрополии было принято в особо торжественных случаях допускать пение инокинь в мужском монастыре.

502
Знаменитый композитор, профессор Московской Императорской консерватории С.В. Смоленский писал о древнерусском церковном пении, сохранившемся в старообрядчестве: «Можно сказать без преувеличения, что это русское церковное богатство, к тому же несравненно более сильное мелодически, чем у всех неславянских народов Европы, есть сущий краеугольный камень будущей русской музыки». «Если сравнить наглядность и выразительность крюков, объясняющих «меру и силу, и всякую дробь и тонкость», с бедностью квадратных пятилинейных нот, лишенных означений ритмических и означений для выработанных ныне оттенков исполнения, то, действительно, в нотах «никакая же надлежит нужда». «Мне обидно за нынешних русских художников, прямо не знающих и даже не желающих сколько-нибудь узнать этот глубокий мир русских звуков. Это мир озарения самых чистых и простых чувств великой русской души…». Смоленский С.В. О собрании русских древнепевческих рукописей в московском синодальном училище. С. 2-4 и 32-33.

503
«Гнусавым» старообрядческое пение не может быть, ибо оно по своему ладу выполняется открыто, свободно, полной грудью. Намеренно гнусавое пение принято и до сих пор существует в греческой церкви и румынской.

504
Весьма показательно, что и «православные» стали подражать старообрядцам не только в пении, но и в одеянии. Так, по поводу одного такого подражания даже миссионерская газета «Колокол» писала: «Как отрадно было видеть благоговейных певцов и певиц — крестьян. Девушки и девочки покрыли свои головы платочками, мужчины были в приличных русских костюмах. Песнопения древнерусского напева производят сильнейшее впечатление, чем новомодные» // Колокол. 1913. № 2192. Еще знаменательнее, что даже один из сектантских журналов «Верность» (Филадельфия, Америка) заявляет: «Светские мелодии наносят большой урон душам» // Верность. Филадельфия, 1936. № 10-11. С.4).

505
В духовной печати того времени появилось много статей, посвященных церковному пению в православной церкви. Так, и «Вестнике Виленского Святодуховского Братства» священник Л. Рождественский писал: «За Богослужением вы часто не видите надлежащего религиозного настроения у молящихся, несмотря на все ухищрения регента при исполнении церковных песнопений. Разительно это заметно на литургии верных. Наступает время таинственнейшего во всей литургии священнодействия. Приносится Святая Жертва. Молящиеся приглашаются устремить сердце от земли к небу — горе, а на клиросе вдруг заревут: «Милость мира», — «с чердачка» или «пуганное», и всякое религиозное настроение окончательно исчезает… Всевозможные непризнанные композиторы долго еще будут царить на нашем клиросе, в конец убивая наше церковно-певческое искусство, в старину столь славное» // Вестник Виленского Святодуховского братства. № 22. 1913. «Полтавские епархиальные ведомости» писали: «Большинство сельских хоров с их руководителями до сих пор питают пламенную любовь к такого рода произведениям, как Отче наш — «птичка»; Господи помилуй — «соловей» и подобным, «им же несть числа». Этим «вдохновляют» молящихся и, зачастую, и предстоящих» // Полтавские епархиальные ведомости. 1910. № 6. В «Волынских епархиальных ведомостях» была напечатана обширная статья: «О […] пении, допускаемом в некоторых наших храмах» // Волынские епархиальные ведомости. 1910. № 26. В ней между прочим сообщается: «Прежде всего бросается в глаза неуместная […] и кощунственная мелодия Херувимской песни. В сельских храмах приходится иногда слышать пение Херувимской песни на мотив «Дубинушки», «Камаринского». В захолустных храмах клиросные «художники» разделывают иногда такие «плясы», что будь не храм — хоть танцуй… Какое поругание, какое кощунство вносятся в храм пением разных «дубинушек»! Какое развращение народа!» Автор припоминает наставление пастырям «преосвященного» Антония, архиепископа Волынского, потом митрополита Киевского и, наконец, в эмиграции — председателя священного Синода эмигрантской православной церкви: «Особенно должно с любовию хранить местные церковные напевы, которые гораздо ближе к богопреданному знаменному и крюковому пению, чем ноты современных композиторов… Увы, последняя русская церковная служба удалилась от вселенского общения больше, чем какая бы то ни было поместная церковь». Невольно вспоминаются гневные слова великого Аввакума: «Зело Богу гнусно нынешнее пение».

506
Церковь. 1912. № 25. С. 606. На этом съезде хоровых деятелей не смог участвовать Морозовский хор, так как его талантливого руководителя не было уже в живых: П.В. Цветков скончался 20 марта 1911 г. в расцвете своих молодых сил и богатых дарований.

507
Эти попытки тем более возмутительны, что делаются в такое время, когда даже никониане стараются отделаться от этих «уклонов». Митрополит Антоний (вышеупоминавшийся) и в эмиграции не раз заявлял, что старообрядческое знаменное пение «умилительное», а православное многоголосное «бессмысленное и совратительное» (Брошюра его «Православие и [шовинизм]». Карловцы. 1930. С. 9.). В эмиграции многие церковные и светские писатели изобличали православное многоголосное пение и требовали удаления его из церкви, как свойственного театру, а не храму Божию (см.: иеромонах Иоанн. // Б[…]лое иночество. 1932. С.48-49 […]; иеромонах Филипп. // Воскресное чтение. Варшава. 1934. № 34 и 35; священник […] // Церковь и наука. Сидней — Австралия, 1935. № 24. С. 6; И. А. Ильин // Путь. Париж, 1930. С. 127; Н. Ильенко. Вестник русского студенческого христианского движения. 1928. № 1; И. Лаговский // Вестник — орган церковно-общественной жизни. 1937. № 3-4. С. 15 и др. В самом Париже давались концерты знаменного пения православным хором. Сообщалось о них в «Возрождении» (эмигрантской газете): «Когда русский духовный хор исполняет на концертах в Париже песнопения старины, так называемые знаменные распевы, то перед иностранцем — новый мир, а у русского — холодок по спине: эти вещи сочинены около тысячи лет назад, может быть, в Киево-Печерской лавре. Напевы величественны, суровы в своей чистоте, неизукрашенности, писанные «знаменем», то есть как бы иероглифически: нот теперешних не было, звуки изображались рисуночками» // Возрождение. 1938. № 4137.
Замечательно, что в самой римско-католической церкви, от которой никониане позаимствовали партесное пение, очень сильно «унисонное» движение. Еще в XVI в. на Тридентском соборе было решено возвратиться к одноголосному пению. Папа Пий X, большой знаток церковной музыки, неоднократно делал попытки восстановить в католичестве унисон в церковном пении. В наше время «повсеместно возвращаются к строгим древним распевам — параллельно западному григорианскому унисону, который тоже в большой моде» // Путь. № ?. 193?.

508
В книге Панкратова «Ищущие Бога» и в кн. Зингера […] дана характеристика А.И. Морозову […].

509
Был, однако, случай, когда по вине Морозова был записан один брак незаконно. Тогдашний московский архиепископ немедленно отлучил А.И. от всякой святыни, пока […] мер к расторжению этого брака. Как только стало известно […] срочно состоялось заседание Совета Рогожского Кладбища, состоящего из сорока лиц […] из именитого купечества, и по его решению А.И. был исключен, как отлученный, из […] учреждений, в которых он состоял членом. Он не посмел обсуждать по существу архиепископское отлучение. А.И. принес архиепископу слезное прошение с обещанием [принять] меры к расторжению незаконного брака, и только тогда [было снято] с него отлучение. Тогдашняя светская печать [отмечала этот] факт, как свидетельствующий о великом достоинстве […]

510
Большевики многих фабрикантов расстреляли; многие фабриканты бежали за границу. Но А.И. остался на месте. Его не тронули большевики, так как на защиту его выступила вся его фабрика, но выселили его из дома, и он поместился со своей женой в сторожке при старообрядческой церкви, терпеливо неся эту […], в церкви он исполнял обязанности звонаря и старосты, […] в ближайшей роще собирал дрова, сам топил печи, […] и не хуже другого пролетария выполнял это. […] большевики ставили его трудолюбие в пример своим товарищам. В партийно-коммунистической газете «Правда» была напечатана статья под названием «Хозяйский глаз», в которой ярко описывается многообразная былая забота Арсения Ивановича о своей фабрике и о рабочих ее. Замечательно, что, когда в 1905 г. бастовали все фабрики по всей России, только одна Богородско-Глуховская не бастовала. Рабочие так были преданы своему бывшему хозяину, что, когда он умер, горько плакали о нем и решили нести его на Рогожское Кладбище, в Москву, за 60 верст от Глухова, на своих руках. Но такого «торжества» не допустила советская власть: она свезла тело А.И. Морозова на Рогожское Кладбище на […]

511
По избрании в городские головы, Д.В. Сироткин счел своим религиозным и гражданским долгом представиться местному архиерею «православной» церкви и заявить ему, что он, Сироткин, как городской глава должен присутствовать в православном соборе на царских молебнах, но как старообрядец не может принимать ни благословения, ни других каких-либо «освящений» от новообрядческого епископа или других священнослужителей.

512
Для благочестивых людей эта гостиница была очень удобна; […] в ней готовилась пища по уставу: в скоромный день — скоромная, а в постный — постная. Тут же рядом и церковь для молитвы со священником и причтом. Кроме того, останавливающийся на этом подворье старообрядец пользуется как комнатой, так и кухней бесплатно в течение трех дней, по истечении которых может продолжать и дальше пользоваться помещением и столом, но уже за плату. Впрочем, очень умеренную.

513
Известный писатель Максим Горький написал очерк «Н.А. Бугров», посвященный этому старообрядческому крупнейшему финансисту, изданный советским издательством. В нем Горький говорит о Д.В. Сироткине, как виднейшем старообрядческом деятеле, но дает о нем и неверные сведения, что он будто бы поставлен в старообрядчестве епископом. Очевидно, Горький спутал Сироткина со старообрядческим епископом Иннокентием — тоже Нижегородским.

514
Искренность и убежденность П.П. доказывается не только тем, что он посещал старообрядческий храм, помогал ему материально, состоял членом Совета местной общины, участием в церковно-общественных делах старообрядчества и изданием старообрядческих органов печати, но и писательским участием в них: передовица в первом номере «Голоса Старообрядца»: «За что вы гнали нас» — написана Павлом Павловичем. Даже на политических выступлениях он указывал на старообрядчество, как на пример его внутренней канонической организации, которому могла бы и должна бы последовать господствующая церковь. П.П. как бы хвалился своей принадлежностью к старообрядческой Церкви.

515
Еще задолго до «золотого» века начал складываться иной тип «просвещенного» старообрядца — отступнический и посему преступный: окончит он высшее какое-либо учебное заведение, получит чин или теплое бюрократическое местечко и уже… забыл старообрядчество. У него пет никаких убеждений — ни старообрядческих, ни никонианских. Он и сам не знает, кто он. Даже имен таких «старообрядцев» наша История не может знать.

516
Владимир Павлович Рябушинский умер в Париже в 1955 г. — Ред.

517
Тимофей Саввич Морозов, только что окончив университет, был избран членом педагогического совета старообрядческого Института и принимал самое близкое участие в делах Института и материально помогал ему. В войну с Германией был произведен в офицеры. Большевики же его расстреляли.

518
Паисий Михайлович Мальцев, собрал весьма ценную библиотеку редкостных книг и рукописей и подарил ее Саратовскому Университету, а мог бы и должен бы пожертвовать ее старообрядческому Институту или Рогожскому Кладбищу в Москве, которое к тому же имело и свое великолепное редкостное собрание книг и рукописей. Мальцевская библиотека обогатила бы это собрание.

519
Тарас Антонович Чернышев был таким ревностным старообрядцем, что никогда не нарушал установленных Церковью постов, хотя бы это требовалось светским этикетом. Так, состоя городским головою г. Новониколаевска (столицы Сибири), он неоднократно по должности своей бывал на губернаторских обедах, и губернатор, зная это благочестие Чернышева и ценя его, всегда приказывал готовить ему постные блюда, если это было в постные дни.

520
См. брошюру профессора П.С. Смирнова: «Значение женщины в расколе» // Отдельный оттиск из ж. «Христианское чтение».

521
В ж. «Церковь» 1914 г. в № 36 напечатана замечательная статья епископа Михаила (подписанная «Аминь»): «Женщине старообрядке». С. 825-827.

522
Слово церкви. 1916. С. 306-307. Женщины с апостольских времен почитались в Церкви как сотрудницы Божий. Еще св. Игнатий Богоносец (ученик апостола Иоанна Богослова) писал: «Почитайте сих, иже в девической чистоте живут, яко же Христовых священников; вдовицы же, яко в чистоте пребывают, яко же алтарь Божий» (Посл, к Тарсянам и в Летописи Барония, лето 109, число 4). Маркелла, вдова в Риме, «Свеща ясная всея Церкви бяше» (лето 382, число 4). О ней же говорится: «Господь Бог жену возбуди, оную преславную Маркеллу, яже очи отверзати иереям» (лето 307, число 4). Благочестивый папа Сирикий(?) на святость Мелании «полагашеся» (там же). Другой папа древнего времени […], «похваляет жен», Анастасию и Далматию, которые крепко стояли при православной вере, «егда епископы отпадаху» (лето 510, число 3).

523
Св. Григорий Богослов. Творения. Ч. III. Сл. 37. С. 192.

524
Там же. Ч. II. Сл.21. С. 171.

525
Там же. Ч. II. Сл.21. С. 171.

526
Августин Блаженный. Исповедь. Кн. I. Гл. 14.

527
Терентий Иванович Филиппов занимал министерскую должность государственного контролера. За означенные чтения профессор Н.Н. Глубоковский обзывал его раскольническим апологетом // Русская богословская наука. Варшава, 1928. С. 57. Как легко попасть в «раскольники»: выступил с правдивым словом и… уже раскольник и даже апологет раскола.

528
Судя по трехтомному исследованию варшавского профессора М.В. Зызыкииа «Патриарх Никон» (Варшава, 1931-1936), он хороню знал лишь одну книгу, «Кормчую», да и то односторонне и текстуально, не углубляясь в сущность и смысл церковных правил.

529
О своем начетничестве Аввакум говорит: «Подобен я нищему человеку, ходящу по улицам и по крошкам милостыню просящу… У богатова Человека, Царя, Христа, из Евангелия ломоть хлеба попрошу; у Павла апостола, богатова гостя, из полатей его хлеба кроху выпрошу; у Златоуста, торговова человека, кусок словес его получу; у Давыда царя и у Исайи пророков, у посадских людей, но четвертине хлеба выпросил. Набрав кошель, да и вам даю, жителям в дому Бога моего. Ну, ешьте на здоровье, питайтесь, не мрите с голоду». Аввакум. Житие… Указ. изд. С. 264.

530
Известный славянофил И.С. Аксаков имел твердые основания именовать старообрядческих начетчиков людьми «учеными». Вот что он писал в своих «Записках» о странниках: «Крестьяне, одаренные талантами духовными и жаждущие приложить свои силы к трудам умственным, при недоверии к обществу, правительству и духовенству… бегут к старообрядцам, где и находят особого рода общества людей ученых, т.е. начитанных // Русский Архив. 1866. № 4. С. 629-687.

531
См. о нем выше, в главе «Отступничество от церкви».

532
В.Г. Сенатов, близко стоявший к окружению Павла Прусского, сообщил в журнале «Церковь», что есть сведения, будто Павел перед смертью тайно опять присоединился к беспоповству.

533
Слово «миссионер» для старообрядцев стало жупельным, как слово «иезуит». Назвать старообрядческого начетчика «миссионером» — это значило оскорбить его. Какой ужас производили миссионеры на старообрядцев, можно судить даже по субботинскому журналу. Когда в 1891 г. съезжался в Москве всероссийский миссионерский съезд, старообрядческие духовные лица, по свидетельству Субботина, «страшно перетрусили». «Напуганные страхом, они почти на все время съезда покидают свои жилища и ищут приюта у знакомых. Савватий (старообрядческий архиепископ) проживал у разных богачей-раскольников и только изредка посещал свой дом. Службы в Савватиевской киновии все это время отправлялись втихомолку, каждую обедню старались отслужить как можно раньше» // Братское слово. 1891 . Т. II. С. 697-698.

534
Субботин каждый раз оповещал в своем журнале о приезде Швецова в Москву, как о каком-то чрезвычайно важном событии. Вот, например, образчик его сообщения: «Своего рода событием в расколе был приезд в Москву известного раскольнического миссионера и литератора Онисима Швецова, именующегося также священноиноком Арсением», — сообщает Субботин о приезде о. Арсения в 1887 г. // Братское слово. 1887. № 19. С. 725.

535
Это единственный синодальный миссионер: ни до него, ни после него уже не было «синодальных» миссионеров. И замечательно: Крючков был из беспоповцев и выученик Павла Прусского, он был любимцем Победоносцева, поэтому перед ним трепетали даже епархиальные архиереи. Ни из академиков, ни из богословов, ни из огромной армии миссионеров не нашлось ни одного достойного заместителя Крючкова. Так его кафедра и осталась пустой.

536
Об этом «исповедании» о. Арсения мы будем говорить в последней главе нашей Истории: «За святую церковь».

537
Священник о. Евфимий Мельников славился по всему Стародубью как весьма начитанный и деятельный пастырь: многие беглопоповские […] Белокриницкому священству, был другом и единомышленником знаменитого Ксеноса. Субботин много писал в своем журнале об о. Бвфимии и всегда враждебно и доносительно.

538
Герасима Алексеевича Гусева, крупного деятеля в Стародубье, Субботин величает «слободским Бугровым», ибо он имел в Стародубье такое значение, какое Бугров — по Волге.

539
Кишиневский окружной суд оправдал Василия Мельникова, а Феодора приговорил к четырем дням тюремного заключения. В 1895 г. он снова был привлечен, уже на родине, к судебной ответственности, тоже за собеседование. На этот раз была подведена статья уголовного закона, карающая многолетней каторгой. Юный ратоборец вынужден был скрыться за границу, именно в Румынию. Здесь, в г. Браиле, он начал издавать старообрядческую […] газету «Слово правды». В июне 1897 г. он, однако, был предательски арестован в вышеупомянутом г. Измаиле, пограничном с Румынией, и заключен в тюрьму. Много обвинений было предъявлено Ф. Мельникову […]. […провел] в предварительном заключении девять месяцев, [после] судебного разбирательства он был Стародубским окружным судом освобожден от всякой ответственности. Брат же его Василий, арестованный еще раньше в своем родном городе (Новозыбкове) лишь за то, что у него жандармерия при обыске нашла четыре номера газеты «Слово правды», отсидел в предварительном заключении девять месяцев. Дважды суд приговаривал его: в первый раз к ссылке в Сибирь, во второй — к арестантским ротам на три года и восемь месяцев, и оба раза дело восходило до Сената. Наконец, по Высочайшему велению дело было прекращено. В. Мельников был все же заключен на целый год в самый отдаленный и безлюдный скит Валаамского монастыря (на Ладожском озере) и по отбытии сего заключения отдан под надзор полиции на пять лет. Только уже объявленная в 1905 г. религиозная свобода избавила его от дальнейших мытарств. Начетничество ему пришлось, однако, оставить навсегда.

540
Последняя беседа с Крючковым в Измаиле продолжалась 18 часов без перерыва — с 12 часов одного дня до 6 утра другого дня.

541
По признанию и откровенному заявлению миссионеров Высочайший манифест 17 апреля 1905 г. о веротерпимости «[…] похоронный перезвон для господствующей церкви» // За первый год вероисповедной свободы в России. Изд.: Миссионерское обозрение. С. 200.

542
Большой шум и в церковных, и светских кругах, и в печати вызвало присоединение к старообрядческой Церкви православного архимандрита Михаила (Семенова) 23 октября 1907 г. Даже правительство переполошилось и очень серьезно допрашивало представителей Совета Съездов: почему и с какими целями присоединился о. Михаил к старообрядчеству и даже — как посмели старообрядцы присоединить его к себе? Архимандрит Михаил занимал весьма видное положение профессора Петроградской духовной академии, несмотря на свои молодые годы (ему только что исполнилось 30 лет), и приобрел уже громкую славу как весьма талантливый и весьма плодовитый писатель, отзывавшийся на самые боевые и волнующие вопросы современности. По его заявлению даже в светской печати, он еще на студенческой скамье был склонен к старообрядчеству и нередко выступал в защиту и оправдание его // Религия и жизнь. Сборник. СПб., 1907. С.77-78. В иерархических кругах старообрядческой Церкви к нему относились очень строго. Епископ Нижегородский Иннокентий поспешил поставить его в епископы на Канаду (в Америке, отчего он и получил титул Канадского), где в то время было сильное течение среди тамошних православных к принятию старообрядчества. Срочно требовалось учредить в Канаде старообрядческую епископскую кафедру. Иннокентий и поспешил это сделать, но без согласия Собора и без ведома архиепископа, за что и был как он, так и еп. Михаил запрещены: Иннокентий на один год, а Михаил — впредь до занятия им Канадской кафедры. Но сложились такие обстоятельства, что еп. Михаилу не было возможности выехать в Америку, и он оставался в России до самой своей смерти, и только перед смертью был разрешен от запрещения. Трагической была его смерть: он был избит до полусмерти теми самыми пролетариями, каковых он защищал всю свою многосложную жизнь: он, полуживой, был поднят на одной из московских улиц и доставлен в ближайшую больницу, а оттуда перевезен на Рогожское Кладбище. Здесь он и отошел в вечные обители к Господу 27 октября 1916 г. Торжественное погребение совершил архиепископ Мелетий с […] духовенства. (См. 45-й ж. «Слово церкви», посвященный епископу Михаилу, за 1916 г.). Таковой кончиной завершалась жизнь почти всех пророков и апостолов.

543
Стенографическая запись этой беседы была напечатана в ж. «Церковь» и издана отдельной брошюрой.

544
Гражданин. 1908. № 91.

545
Петроградские беседы довольно обстоятельно изложены в знаменитой книге В.И. Ясевич-Бородаевской «Ворьба за веру». СПб., 1912, премированной Академией Наук.

546
Единственным миссионером-профессором, занимавшим в духовной академии кафедру «но расколу» и вступавшим в публичные беседы со старообрядцами, был II.И. Ивановский, преподававший «историю и обличение раскола» в Казанской академии. По смерти его эту кафедру занял М.И. Васильевский, его ученик, тоже вступавший в публичные состязания со старообрядцами. Это был миссионер-неудачник: он почти всегда терпел поражения на своих беседах со старообрядцами.

547
Устав «Братства» напечатан в № 22 ж. «Церковь» за 1908 г.

548
Это прилагательное «старообрядетвующий» навязано автору «Истинности» единоверческим священником Иоанном Верховским, в то время проживавшим в Мануйловском монастыре. Но оно неправильно в данном случае: «старообрядетвующий» означает «не совсем старообрядческий, а лишь ему соответствующий или подражающий, похожий на него», как, например, католичествующий или магометанствующий означает лишь «уподобляющийся католичеству или магометантству». Вот единоверие правильно называть «старообрядствующим», потому что оно в действительности не старообрядчество, а лишь подражает ему, уподобляется, копирует его, но в то же время изменяет ему, предает его. Но старообрядческая иерархия есть подлинно старообрядческая, а не старообрядствующая лишь.

549
В Россию мало было доставлено «Истинности»: много ее погибло на границе при контрабандной переправе, а также и за границей было уничтожено немало экземпляров «Истинности», о чем мы уже сообщали в своем месте. Уже после смерти епископа Арсения «Истинность» была напечатана в Уральске, в типографии Симакова. В качестве «бесплатного приложения» в журнале «Старообрядец» (Н. Новгород) она начала печататься в 1909 г., но не докончена. В этом издании «От редакции» даны указания, какое влияние о. Верховский оказал на «Истинность» и что в ней не может быть отнесено на счет епископа Арсения.

550
В действительности эти книги напечатаны в Н. Новгороде, в подпольной типографии, и инициалы «Б.Н.П……къ» означают: «Бог нам помощник».

551
О.В. Швецов написал «Историю о существовании священства в Христовой Церкви». Это был первый его писательский труд, «проба пера», в нем есть большие недостатки и поэтому сам автор не выпустил его в свет путем издания. Но после его смерти эта «История» все же была напечатана в Уральской типографии.

552
Необходимо отметить, что Иван Григорьевич сам и напечатал эту книгу в созданной им же типографии (подпольной, под Н. Новгородом), сам даже и набирал, находясь под ежеминутным страхом быть выданным и накрытым. Напечатана она в 1901 г.

553
Вышла лишь первая часть; две других не могли выйти, ввиду начавшейся войны с Германией, а потом и революции в России.

554
Настоящее сочинение было рассчитано на несколько выпусков. Но первый же выпуск был конфискован правительством, и автор его отдан под суд: дело восходило до Сената и было прекращено лишь революцией. Следующие выпуски уже не могли появиться.

555
Большинство статей Мельникова подписано псевдонимами: «Шалаев», «Феостерикт», «Фита» и просто «•О•», немало было и без подписи.

556
Церковь. 1909. № 4, 6.

557
Синод предложил академическим профессорам, занимающим кафедры «по истории и обличении раскола» И.И. Субботину (в Московской академии) и И.Ф. Нильскому (Петроградской академии), опровергнуть исследования г. Карловича. Но те не решились взяться за такой труд; оставалось, таким образом, лишь конфискацией отделаться от этих исследований. […] что было сделано очень легко и очень [быстро].

558
«Исповедь» еп. Михаила была напечатана […] в газете «Наш понедельник», […] газета была закрыта.

559
Эта статья была напечатана в Нижегородском «Старообрядце». Журнал этот постигла та же участь, что и «Наш понедельник»: номер журнала был конфискован, журнал закрыт. Только уже в 1917 г. статья «Разрушающая церковь» была свободно напечатана в журнале «Слово церкви», №№ 14-16.

560
Эти «Богословия» остались пока в рукописях.

561
Инок Никола заслужил в потомстве вечную и добрую память за свой «Старообрядец», как и за свои другие издания. По своей инициативе, на свои скудные средства он делал великое дело издания газеты, без должной поддержки весьма трудное. Умер о. Никола в г. Коломые в 1899 г. 11 января ст. ст. Обе его газеты весьма ценны по заключающимся в них материалам.

562
В.Т. Зеленков не был в собственном смысле писателем. Он сначала был учеником у еп. Иннокентия, а потом путешествовал с Ф.Е. Мельниковым по беседам. У них, главным образом, он и позаимствовал нужные «Выписки» для защиты и оправдания старообрядчества.

563
Да и Екатерина, несмотря на ее известную и прославленную гуманность, наделала немало переполоха, когда узнала, что появился [единый] печатный Сборник старообрядческих сочинений. Секретным письмом от 18 апреля 1792 г. она предписывала московскому главнокомандующему, князю Прозоровскому, разыскать, где напечатан этот Сборник, и донести ей // Русский архив. 1866. № 1, 2. Стлб. 271; Русский вестник. 1859. № 11.

564
Из-за этих исправлений и из-за этого «Устава» никто в старообрядчестве не поднял никакого шума. Ясно, что и при Никоне произошел раскол не из-за исправления книг, а из-за порчи их и по другим серьезным причинам. Беспоповцы издали немало новых своих «чинов» (например, «чин венчания» без священника, чин мирского крещения и др.) и никто и там не производит раскола из-за этих действительно новых чинов.

565
«Надобно прийти соблазнам: но горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит» (Мф., 18:7). «Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение. Ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться: трое против двух и двое против трех» (Луки, 12: 51-52).

566
Св. Киприан. Творения. Ч. П. С. 173.

567
Церковь. 1911. № 44.

568
Слово Церкви. 1915. № 36.

569
ГПУ — Государственное Политическое Управление.

570
См. главу «Выговская пустыня».

571
Кормчая. О тайне супружества. Гл. 51. Л. 522.

572
На беседах велась стенографическая запись их, из которой получилась огромная книга «Бесед» (Беседы старообрядцев Л.Ф. Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е. Мельникова и Д.С. Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкое согласие, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического музея в Москве. Издание Совета Поморских соборов и Союза старообрядческих начетчиков. — Ред.)

573
Так, он уподобил м. Амвросия антихристу только потому, что этот великий страдалец вынужден был будто бы укрываться от своих врагов в скотские ясли (чем уподобился Христу, родившемуся в яслях) и таким образом превратился в антихриста. Это главное обвинение, и его высказал лучший начетчик!..

574
См. книгу Ф.Е. Мельникова «Возможно ли объединение старообрядчества в одну Церковь».

575
Церковь. 1913. № 36. С. 863.

576
Щит веры. 1913. Кн. 18-19. С. 594.

577
«He сообразуйтесь с веком сим» (Римлян., 12:2).

578
Церковь. 1914. № 5. С. 111.

579
Церковь. 1908. № 27. С. 929-931.

580
Слово Церкви. 1917. № 28. Здесь напечатано и «Обращение».

581
Бестактно оно было уже по одному тому, что, не имея никакого уполномочия ни от Синода новообрядческой церкви, ни от другого какого-либо ее компетентного органа, предлагает объединиться с нею на каких-то туманных условиях.

582
Слово Церкви. 1917. № 36.

583
Так в рукописи. — Ред.

584
Там же. № 45-47.

585
Там же. С. 744.

586
Это — старообрядцев-то?! Самых верных сынов России!..

587
Миссионерское обозрение. 1910. № 6. С. 1049.

588
«Законопроект о старообрядческих общинах в Государственной Думе». С. 30.

589
За первый год вероисповедной свободы. С. 200.

590
Там же. С. 130-150

591
Колокол. № 448 (Миссионерская газета. — Ред.)

592
Миссионерское обозрение. 1908. № 1. С. 118.

593
Колокол. № 448.

594
Церковные ведомости. 1908. № 1.

595
Церковные ведомости. 1908. № 38. С. 1846.

596
Из доклада Государственной Думе председателя думской старообрядческой комиссии, В.А. Караулова // Законопроект о старообрядческих общинах в Государственой Думе. С. 4.

597
Там же. С. 5.

598
Речь Стаховича // Церковь. 1910. № 23. С. 702.

599
Церковь. 1910. № 37. С. 917.

600
Миссионерский сборник. Рязань, 1908. № 5. С. 389-390.

601
Православный путеводитель. Петроград. 1906. № 9. С. 702.

602
Церковь, 1909. № 5. С. 168.

603
Там же. № 46. С. 1288.

604
А. Анненский. История Армянской церкви. С. 169. Забыли синодские иерархи, что самая хиротония армянской церкви совершается посредством миропомазания, которое, как догматически верит никонианская церковь, имеет силу не совершать хиротонию, а окончательно смазывать ее и уничтожать. Кроме того, нужно знать, что еще по приказанию католикоса Анания Моккского (943-965 гг.), армянские богословы постановили вторично крестить последователей Халкидонского Собора (Там же. С. 152). Армянская иерархия во многом сомнительна. В XII-XIV вв. сан священнический, епископский и даже патриарший сделался продажным — турки исполняли обязанности епископов, приказывая последним рукополагать того или другого, за что сами получали деньги (С. 220-221). На кафедре св. Григория Просветителя восседали низкие честолюбцы, люди насилия, убийцы (С. 278). Не без основания римско-католические униаты отвергали все формы священнодействия армян и снова крестили их. Они насчитывали у них до 117 ересей (С. 251). Хорошо известно отношение к армянам и древнерусской церкви. Да и сам Синод никонианской церкви, преклонившийся перед «святейшим» достоинством армянского католикоса, в петровское время потому только и изобрел небывалого Мартина, именно армянина, чтобы сделать более отвратительными древнерусские чины церковные и предания, приписав их этому фантастическому армянину.

605
Только два епископа — Гермоген Самарский и Никон Вологодский — «воздержались, по выражению правого кн. М.Н. Волконского, от посещения Саблеровского концерта». Сам этот князь признает такой низкопоклонный прием в господствующей церкви англиканских епископов «топтанием святыни и санкцией ереси»// Правая газета «Русское Знамя». 1912. № 13. Выше, в своем месте (С. 324) мы говорили о сомнительном возникновении англиканской иерархии и о том, что сама англиканская церковь не признает таинства священства и благодатной иерархической преемственности. И никоновская церковь еще на соборе 1655 г. причислила англикан к еретикам первого чина, за которыми не признается не только хиротония, но и крещение. Макарий митрополит. История Русской церкви. Т. XII. С. 174. Сама иерархия уже в наше время выяснила, что англиканская церковь действительно отравлена первочинными ересями. В 1922 г. архиепископом Кентерберийским была образована комиссия с целию выяснить верования в англиканской церкви. Комиссия работала до 1937 г. и опубликовала свои заключения в 1939 г. Ею выяснено, что в англиканской церкви терпимы самые крайние протестантские взгляды: отрицание рождения Спасителя от Девы, отрицание Его Воскресения, неверие в существование ангелов и злых духов и т.п. // Православная Русь. 1941. № 5. «Англиканский Синод признает то, что православная Церковь анафематствует как ереси», — подтверждают и православные писатели // Православная Русь. 1939. № 3. Самое посвящение в епископы и архиепископы производится в англиканской церкви не архиереями, а архидиаконом: «Я, архидиакон, (такой-то), — провозглашает он, — данною мне властию ввожу, поставляю и возвожу тебя, наидостойнейший отец во Христе (такой-то), в архиепископское достоинство (такой-то кафедры) и полное обладание сказанной архиепископией» // Церковный вестник. 1897. № 4. Конечно, после такого посвящения получаются лорды, а не законно рукоположенные архиереи, имеющие преемственно от апостолов священную и благодатную хиротонию. Однако этих лордов, не верящих даже в таинство священства, не только русский Синод, но и восточные церкви признали апостольскими преемниками, имеющими на себе благодатное иерархическое посвящение. «В 1922 г., — сообщает оксфордский профессор Н. Зернов, — константинопольский патриархат, а за ним и другие патриархии официально подтвердили наличие апостольского преемства за англиканской иерархией. Английские священники сослужили с православными и приобщались» // Вестник Русск. Студенч. движения. 1934. № 10. С. 20-21; об этом же: Православная Русь. 1941. № 5. С. 1; об этом же: архиепископ Иоанн. Вера и Жизнь. Рига, 1927. № 6. С. 4; об этом же: Путь. № 33. С. 49; № 43. С. 60.

606
Голос истины. Петроград, 1910. № 23. С. 351. — Ред.

607
Церковный вестник. 1896. № 38. С. 1224.

608
Протоколы Общества любителей духовного просвещения. 1873-1874 гг. С. 29.

609
Этот Матью действительно «пресловутый», как величает его академический «Церковный вестник». По рождению он англичанин и принадлежал к англиканской церкви; потом перешел в католичество, чтобы получить здесь сан священника. Но, став священником, он потом отрекся от христианства и «совершенно перешел на сторону грубого атеизма и здесь, по-видимому, находился довольно долгое время». В 1892 г. он женился, через два года после сего возвратился в англиканскую церковь. Но в 1899 г. снова ушел из нее и опять присоединился к католичеству, и здесь горячо доказывал непогрешимость папы. Однако в 1908 г. он объявляет себя уже старокатоликом и в этом же году получает посвящение в старокатолические епископы от утрехтского епископа Герарда Гуля. После сего обратил свои взоры на Россию, и здесь со стороны синодальных богословов и иерархов был признан апостольским преемником // Церковный вестник. 1911. № 9: Епископ-хамелеон. С. 265-269. По этому поводу старообрядческий журнал «Церковь» писал: «Мы не раз заявляли, что если бы правительствующий Синод вздумал признать старообрядческую иерархию, то это признание было бы отвергнуто старообрядцами с негодованием и презрением. После того как Синод преклонился перед иерархическим достоинством отъявленного атеиста Матью, рукоположенного духовным лицом самодельной иерархии, наше заявление становится более твердым и более обоснованным… Кто захочет пользоваться вниманием того, о котором известно, что он дружит с фальшивомонетчиками и фальсификаторами?» // Церковь. 1911. № 13. С. 306.

610
Собрание узаконений и распоряжений правительства. 1911. № 55.

611
Паутинная политика вместо церковной правды // Церковь. 1911. № 50; Признанная церковь // Церковь. 1911. № 51.

612
Церковь. 1910. № 16. С. 429.

613
Церковь. 1910. № 22. С. 560.

614
В четвертом веке свирепствовали в Африке еретики донатисты: они так же, как и никониане, не признавали законной церковной иерархии и перерукополагали присоединявшихся к ним церковных священнослужителей. Но в то же время признавали действительной иерархию у еретиков максимианистов, как и никониане признают ее почти у всех еретиков. Блаженный Августин, обличая донатистов в этом их коварстве, восклицал часто: «Каждый из донатистов, у кого есть хотя сколько-нибудь крови в лице, должен покраснеть, читая эту страницу из своей собственной истории». Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. Ч. П. С. 423. Никониан заставили «покраснеть» большевики.

615
Какой непримиримой ненавистью дышало духовенство господствующей церкви к старообрядческой иерархии, показывает такой почти обыденный факт того времени. Было дело не в сибирской глуши, а в подмосковном городе Богородске. С большими трудами местные старообрядцы добились, что в местном городском училище было дозволено преподавать Закон Божий старообрядческим ученикам старообрядческим же священником. «Когда директор этого учебного заведения пригласил на заседание педагогического совета старообрядческого священника-законоучителя, то законоучитель «православных» детей, о. П. Лагов, второй священник богородской Тихвинской церкви, кстати сказать, носящий академический значок, встал и демонстративно вышел, крикнув, что ему не место там, где будет преподавать и заседать в совете «раскольничий» законоучитель, присваивающий себе сан священства». Но мало этого. Когда этому старообрядческому священнику понадобилось переменить квартиру и он таковую снял у одной «православной» домовладелицы, оказавшейся прихожанкой о. П. Лагова, то последний, в присутствии ее, сказал в церкви публичную обличительную проповедь по ее адресу, грозя ей чертями, огнем негасимым и червем неусыпающим, если она не откажет «раскольническому самозванцу» от квартиры, что суеверная старушка и поспешила исполнить. […]

616
См. 31-е апостольское правило с толкованиями; 3-е правило Третьего Вселенского Собора; 15-е правило Двукратного Собора // Деяния Третьего Вселенского Собора. 1879. С. 195; 1891. С. 48.

617
Волгарь. 30 декабря, 1907. № 316.

618
Церковь. 1908. № 33. С. 1139.

619
Там же. № 37. С. 1268.

620
Церковь. 1910. № 36. С. 908.

621
Церковь. 1911. № 2. С. 48.

622
Церковь. 1911. № 27. С. 656.

623
Церковь. 1911. № 17. С. 415.

624
Церковь. 1912. № 3. С. 59.

625
Церковь. 1910. № 30. С. 746.

626
Церковь. 1909. № 32. С. 963.

627
Церковь. 1908. № 3. С. 100.

628
Церковь. 1908. № 7. С. 247.

629
Церковь. 1913. № 25. С. 596.

630
Церковь. 1912. № 3. С. 59.

631
Церковь. 1909. С. 1378: 1911. С. 18 и 818; 1913. С. 327 и 1180; 1915. С. 1025 и мн. др.

632
Церковь. 1913. № 14. С. 327.

633
Церковь. 1916. № 46. С. 923.

634
Уголовный суд в роли архиерея // Церковь. 1910. № 41. С. 1009-1011.

635
Церковь. 1911. № 40. С. 967.

636
Церковь. 1911. № 40. С. 4, 238-240, 885, 894, 919, 920; 1912. С. 51; 1916. С. 426 и мн. др.

637
Церковь. 1908. № 33. С. 1125.

638
См. гл. «Непрерывные гонения». С. 109 и гл. «Ходатайства старообрядцев». С. 388.

639
Третий Всероссийский Съезд старообрядцев 1902 г. Гектографическое изд. Л. 66-67.

640
Церковь. 1911. № 40. С. 967.

641
Церковь. 1914. № 20. С. 495.

642
Церковь. 1908. № 28. С. 980.

643
Речь А.В. Васильева полностью напечатана в ж. Церковь. 1910. № 33.

644
Церковь. 1908. № 37. С. 1268.

645
Церковь. 1911. № 40. С. 968.

646
Церковь. 1916. № 6. С. 140.

647
Синод намеренно поименовал древлеправославных старообрядцев «австрийским толком», чтобы ввести в заблуждение военные власти и напугать их «австрийщиной», какой-то иностранной сектой и потому опасной для России.

648
Церковь. 1914. № 19. С. 452.

649
Церковь. № 17. С. 408.

650
Для сравнения нелишне отметить, что богатейший православный Соловецкий монастырь собрал для «помощи воинам действующей армии»… 12 руб. // Утро России. 1914. № 266.

651
Церковь. 1915. № 14. С. 339.

652
Церковь. 1916. № 12. С. 270.

653
Церковь. 1915. № 23. С. 547.

654
Казанская губерния — бывшее казанское татарское царство, поэтому в ней большинство населения — татары.

655
На старую дорогу // Церковь. 1916. № 52. С. 1042-1043 и 1917. № 13. С. 238-239.

656
По поводу «недоразумения» со старообрядцем Москалевым, в московской газете «Вечерние Известия» было напечатано: «Не грустно ли читать это напоминание о том, что наши единокровные единоверцы поставлены были раньше на положение изгоев. Лютеранин может быть не только офицером, но и генералом, но истинно русскому человеку собиравшему великую Русь, отказывалось в приеме в военную школу. Время учит нас». «Плохо все-таки учит», — добавил к этому старообрядческий журнал // Церковь. 1915. С. 547.

657
Церковь. 1908. № 5. С. 163-164.

658
Церковь. 1911. № 40. С. 968.

659
Церковь. 1908. № 27. С. 942; 1909. № 22. С. 708.

660
Церковь. 1909. № 1. С. 26; № 22. С. 708.

661
Церковь. 1915. № 37. С. 851.

662
Церковь. 1916. № 1. С. 9.

663
Церковь. 1908. № 1. С. 29.

664
Там же.

665
По 73-й статье // Церковь. 1913. № 31.

666
Слово Церкви. 1914. № 1. с. 20.

667
Вещеверы и дыромоляки // Церковь. 1910. № 33.

668
Церковь. 1913. № 3. С. 63.

669
Там же.

670
Там же.

671
Церковная газета. Москва. 1906. № 4.

672
См. главу «Новые догматы новой церкви».

673
Церковь.1915. № 33. С. 754.

674
Дощечка эта была фотографически воспроизведена при статье «Позорное дело XX века» в ж. Церковь. 1913. № 4, вследствие чего он был арестован по постановлению Комитета по делам печати.

675
Церковь. 1915. № 33. С. 754.

676
Там же.

677
Церковь. 1908. № 33. С. 1130.

678
Церковь. 1914. № 2. С. 40.

679
Церковь. 1913. № 47. С. 1129.

680
Там же.

681
Церковь. 1910. № 30. С. 746.





   

Просим оказать посильную помощь на проведение лекций

top